Движение ракет будем рассматривать в системе координат жестко 0XзYзZз связанной с Землей. При
этом для упрощения задачи влияние Земли учтем введением постоянного по величине и направлению
ускорения от силы тяжести, пренебрегая кориолисовым ускорением; кривизну Земли также учитывать
не будем. При написании правых частей уравнений будем учитывать составляющие силы тяги, силы
тяжести, аэродинамических и управляющих сил.
Система уравнений, описывающую движение центра масс ракеты в полускоростной системе координат
0XY*Z*:
Где, Px, Py*, Pz* - проекции силы тяги
на полускоростные оси координат, Qx, Qy* - проекции силы
тяжести на полускоростные оси координат, Xp, Yp*,
Zp* - проекция аэродинамических управляющих сил на полускоростные оси
координат, X, Y*, Z* - проекция аэродинамических сил на полускоростные
оси координат.
Уравнения вращательного движения ракет и самолетов обычно пишут в проекциях на связанные оси
координат.
где ∑
Mx1;
∑
My1; ∑
Mz1 - суммы
проекций моментов внешних сил и силы тяги на свяызанные оси координат (без учета управляющих
сил); ∑
Mр x1; ∑
Mр y1;
∑
Mр z1 - суммы проекций моментов управляющих сил на
связанные оси координат.
Jx1; Jy1;
Jz1 - моменты инерциивдоль главных осей ЛА.
Для установления связей между производными и угловыми скоростями
wXl, wyl и
wzl, воспользуемся:
При определении величин аэродинамических сил в процессе решения пространственной задачи
движения ракеты надо знать величины углов α, β и γс.
Определяя направляющие косинусы последовательного перехода от связанных осей к скоростным, от
скоростных к полускоростным и от полускоростных к земным и приравнивая их направляющим
косинусам непосредственного перехода от связанных осей к земным, получим следующие соотношения
между углами:
Отсюда:
Если теперь использовать выражения для проекций
вектора скорости центра масс ракеты на оси земной системы координат, то получим:
Входные порты:
- P* – вектор силы тяги двигателя в полускоростной системе
координат [Н];
- R* – вектор аэродинамических сил в полускоростной системе
координат [Н];
- MR1 – вектор аэродинамических моментов в связанной системе
координат [Нм];
- Jx1, Jy1, Jz1 – моменты инерции ЛА размерность [кгм^2].
Выходные порты:
- V - модуль скорости ЛА [м/c];
- Teta - угол наклона траектории [рад];
- PSI - угол поворота траектории [рад];
- Wx1, Wy1, Wz1 - угловые скорости вращения ЛА относительно
связанных осей [рад/сек];
- psi - угол рысканья [рад];
- Tang - угол тангажа [рад];
- Gamma - угол крена [рад];
- Alfa - угол атаки [рад];
- Betta - угол скольжения [рад];
- Gamma_с - угол крена (угол между плоскостями 0X1Y1 и 0XY*)
[рад];
- Xz, Yz, Zz - координаты на оси земной системы координат
[м].
Свойства
- BigPsi0 - начальное значение угла поворота траетории
размерность [град];
- Gamma0 - начальное значение угла крена размерность [град];
- Psi0 - начальное значение угла рысканья размерность
[град];
- Tang0 - начальное значение угла тангажа размерность
[град];
- Teta0 - начальное значение угла наклона траектории размерность
[град];
- V0 - начальное значение скорости ЛА размерность [м/с];
- Wx0, Wy0, Wz0 - начальные значения скоростей вращения ЛА
[рад/сек];
- X0, Y0, Z0 - начальные значения координат размерность [м].
Сопутствующие материалы
- Динамика полета беспилотных летательных аппаратов. А.А. Лебедев, Л.С. Чернобровкин Изд.
“Машиностроение” 1973
- Внешняя баллистика. А.А. Дмитриевский Изд. “Машиностроение” 1972