График (Plot)

Примитив «График» является упрощенным вариантом стандартных блоков «Временной график» и «График Y от X» и применяется для наглядного представления значений сигналов и их изменений во времени. Примитив может работать в режиме графика и в режиме гистограммы.

Необходимо иметь в виду, что для корректного построения графиков пользователь должен указать не только контролируемую переменную для оси Y (свойство «Значение Y / YValue»), но и переменную величину, которая будет осуществлять развертку графика по оси X (свойство «Значение X / XValue»). Для построения временного графика в свойстве нужно указать имя встроенной переменной «time». Указывая другие переменные вместо времени можно строить различные зависимости Y(X).

На одном поле графика можно отобразить несколько графиков. Для этого нужно в указанных выше свойствах перечислить все переменные как для оси Х, так и для оси Y. Для построения графиков аргументы и значения используются попарно. Если количество переменных в свойствах окажется разным, то для непарных переменных графики построены не будут. Например, для оси X [time, time. var1], а для оси Y [func1, func2, func_var1].

Для построения гистограмм данные для обеих осей должны задаваться в виде массивов. Например, для оси X [[0,1,2,3,4,5],[1,3,5]], а для оси Y [[var0, var1, var2, var3, var4, var5],[ ustavka1, ustavka3, ustavka5]].

Оси абсолютно равнозначны, например, осью значений может служить ось X, а осью аргументов – ось Y. Назначение осей определяется только переменными, которые пользователь укажет в упомянутых выше свойствах. Помимо описываемых ниже типовых свойств графического примитива поле графика имеет ряд дополнительных настроек и функций, которые доступны из контекстного меню, вызываемого по клику ПКМ на поле графика. Вызов этого меню возможен, если свойство «Активность графика» имеет значение «Да».

Рисунок 1. Контекстное меню с дополнительными настройками графика

Рисунок 2. Окно детальной настройки поля графика

С помощью данного окна можно изменить как оформление, например, текст названия графика и подписи к осям, так и настройки шкалы и такта обновления. Подробно эти настройки описаны в другом разделе.

Вставка

1. Кликнуть в панели примитивов по кнопке .

2. Кликнуть в поле окна проекта или графического редактора для добавления нового экземпляра в указанном месте. В окно будет добавлено поле графика.

Редактирование

1. Для выделения поля графика нужно захватить его в прямоугольную область выделения с помощью курсора мыши.

2. Для перемещения поля графика навести указатель мыши на одну из его граней – изображение указателя изменится на изображение указывающей руки, нажать ЛКМ и удерживая её переместить объект на новое место. Для появления у примитива интерактивных граней может потребоваться изменение размеров примитива.

3. Для изменения высоты и ширины прямоугольника, описывающего поле графика, подвести указатель мыши к маркеру в одной из вершин прямоугольника – изображение указателя изменится на двунаправленную стрелку, нажать ЛКМ и удерживая её переместить маркер на расстояние, соответствующее новому размеру поля графика.

Свойства

Название Имя Значение по умолчанию

Допустимые значения

{в скрипте} в окне свойств

Справка
Имя объекта Name Plot<N> Непрерывная последовательность цифр и латинских букв

Данное имя используется для обращения к свойствам объекта, например, в скрипте:

Plot4.Visible.

Тип элемента ClassName Plot Значение предопределено Тип объекта, определяющий его внешний вид объекта и набор свойств.
Подсказка Hint <нет> Любой текст Текст подсказки, всплывающей при наведении курсора мыши на объект.
Отображать подсказку при редактировании ShowHintOnEdit Нет

{0} Нет

{1} Да

Включает и отключает отображение всплывающей подсказки в режиме редактирования.
Видимость при выполнении Visible Да

{0} Нет

{1} Да

Включает и отключает отображение объекта в режиме «Индикация» при запуске расчёта.
Цвет Color <черный> Цвет выбирается из стандартной системной палитры. не используется
Координаты точек Points [(X1,Y1),(X2,Y2), (X3,Y3), (X4,Y4)]

Значения float, имена сигналов, математические выражения:

[(56 , 104), (112 , src1),(coord3*k4 , 40),(44.33,54,23)]

Координаты вершин прямоугольника, описывающего поле графика.
Ссылка Instance <нет> Значения, задаваемые в окне «Выбор ссылки». Вызов окна «Выбор ссылки». Объект используется в качестве чувствительной области для вызова различных действий: переключения между страницами проекта, управления другими блоками, открытия файлов и пр.
Ссылка при редактировании EditInstance Нет

{0} Нет

{1} Да

Обработка объектом вызова ссылки в режиме редактирования.
Действие для вывода ссылки InstanceMode Двойной щелчок

{0} Двойной щелчок

{1} Щелчок левой кнопкой

{2} Щелчок правой кнопкой

Выбор варианта активации ссылки.
Ярлык Tag 0 Любое целое число или интерпретируемое выражение Метка в виде произвольного числа. Позволяет обращаться ко всем объектам с одинаковым ярлыком при написании скриптов. Например, когда в процессе счета требуется скрыть или показать группу объектов.
Шаблон автозаполнения Template <нет> Подробнее о шаблонах автозаполнения. Заданный в специальном формате текст, позволяющий автоматически создавать связи и присваивать имена сигналам объекта.
Номер решателя Layer 0 Любое целое число или интерпретируемое выражение Число, задающее номер расчетного ядра, которое производит расчет математической модели объекта. Применяется при использовании нескольких расчетных программ.
Скрипт инициализации объекта OnInitScript <нет> Текст скрипта Текст скрипта, исполняемого непосредственно перед запуском расчёта.
Скрипт исполнения объекта OnRunScript <нет> Текст скрипта Текст скрипта, исполняемого при выполнении расчёта.
Ширина Width 300 Значения float, имена сигналов, математические выражения. Ширина изображения примитива.
Высота Height 200 Значения float, имена сигналов, математические выражения. Высота изображения примитива.
Значение X XValue [[0]] Имена сигналов, переменных, интерпретируемые выражения.

Переменные, значения которых проецируются на ось X.

Для построения нескольких графиков нужно указать переменные в следующем формате: [var1,var2,var3,var4].

Для построения гистограмм данные должны указываться в виде массивов:

[[array1],[array2],[1,2,var1,4]].

Количество параметров в свойствах XValue и YValue должно совпадать.

Значение Y YValue [[0]] Имена сигналов, переменных, интерпретируемые выражения.

Переменные, значения которых проецируются на ось Y.

Для построения нескольких графиков нужно указать переменные в следующем формате: [var1,var2,var3,var4].

Для построения гистограмм данные должны указываться в виде массивов:

[[array1],[array2],[ var1,var2,var3,var4]].

Количество параметров в свойствах XValue и YValue должно совпадать.

Активность графика Enabled Да

{0} Нет

{1} Да

Включает и отключает интерактивность поля графика внутри примтива.

При опции «Да» можно включать и отключать отображение графиков с помощью чекбоксов, а также вызвать по щелчку ПКМ на поле графика особое контекстное меню с дополнительной функциональностью.

Режим графика PlotMode График

{0} График

{1} Гистограмма

Вариант графического отображения значений переменных.

Параметры для гистограммы должны указываться в виде массивов.